Что ребенок должен знать и уметь в два года

Для любящих родителей каждый этап развития малыша важен. Два года – возраст, когда происходит большой прорыв в формировании самостоятельности, физических навыков, умения общаться. Двухлетнего кроху следует постепенно начинать готовить к посещению детского сада, ведь в скором времени ему предстоит освоение нового для него пространства и окружения.

Физическое развитие и мелкая моторика

В два года ребенок вырастает примерно до 90-95 см, а весит около 13-14 кг. У него уже 20 зубов (или не менее 16), и мама с папой должны приучать малыша чистить их.

  • Движения становятся разнообразными и более ловкими: кроха уверенно ходит и бегает, приседает, умеет подпрыгивать на двух ногах, осваивает ходьбу спиной вперед.
  • У него получается преодолевать препятствия перешагиванием через них с помощью взрослых и самостоятельно.
  • Ему нравится играть в мяч – бросать и ловить, пинать его, кататься с горки, ходить по небольшому возвышению, удерживая равновесие.
  • Маленькие пальчики обретают ловкость, а движения рук – плавность и координацию. В играх с кубиками, каталками на веревочке или с ручкой, юлой, крупным конструктором, вкладышами, музыкальными инструментами малыш находит для каждого действия свое, характерное движение.
  • Малыш с удовольствием рисует фломастерами, карандашами, мелками, изображая круговые и прямые линии, при этом рассказывает, что он изобразил – зайку, машину, солнышко. Правда эти «каляки-маляки» мало похожи на предметные рисунки, но польза от таких занятий очевидна: двухлетка учится захватывать пальцами небольшие предметы и управлять ими, различать цвета, одновременно развивая фантазию.

Не все пока получается идеально: круги пирамидки собраны не по порядку, башня из кубиков вот-вот упадет, а вкладыши никак не помещаются в выбранную форму. Тем не менее ребенок двух лет уже знает, как играть с той или иной игрушкой и каким должен быть результат его деятельности.

Интеллектуальное и речевое развитие

Общаться с двухлетним ребенком и понимать его становится проще:

  • Словарь малыша содержит не менее 130-300 слов, обозначающих знакомые предметы ближайшего окружения и явления живой природы, людей и животных, их действия и характеристики.
  • В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные.
  • Ребенок умеет строить простые предложения и кратко отвечает на вопросы: «Сколько тебе лет?», «Как тебя зовут?», «Где ты был?», «Что ты делаешь?» и подобные.
  • Любит слушать детские песенки и подпевает окончания фраз и звукоподражания, повторяет их и в любимых стихах и сказках.
  • Легко ориентируется в предметных картинках, называя и указывая пальчиком на то, что его просят показать.
  • Чаще говорит о себе в третьем лице, называя себя по имени или ласковым прозвищем, которые часто используют родители в семье («Лера кушает»), при этом подлежащее и сказуемое в предложениях не всегда согласованы между собой («Вова спать»).

В два года значительно расширяется кругозор ребенка:

  • Он может различать и группировать предметы и картинки по цветам (красный, синий, желтый, зеленый), геометрическим формам (круглый, квадратный, треугольный).
  • Знает и узнает животных, понимает, что машинку нужно катать, куклу – укладывать спать и кормить, молотком – стучать по кубикам, строя дом.
  • По просьбе взрослого малыш может выполнить последовательно два действия: «возьми мяч и принеси папе».

Формирование навыков общения и самообслуживания

С увеличением объема словарного запаса развивается и социализация двухлетнего ребенка. Теперь он не только зациклен на общении с родными, но с интересом учится контактировать с детьми во дворе, на детской площадке. К незнакомым подходит с осторожностью, чуть что, ищет поддержки у мамы, но пытается повторить действия других ребятишек, играет со своими игрушками, находясь рядом со сверстниками в песочнице.

Общение с малышами во время прогулки или на детских праздниках – важный для адаптации к детскому саду момент, который родители должны контролировать. Так, допускать, чтобы кроха ударил другого ребенка или стал кричать на него, нельзя. Нужно спокойно объяснять малышу, что детям нравится играть с добрыми и веселыми людьми, а с капризным ребенком никто общаться не захочет. Лучше, если мама и папа будут примером в поведении для своего чада.

Двухлетний уже совсем самостоятельный:

  • Он обычно уже умеет уверенно пользоваться горшком, прося взрослых о помощи или снимая штанишки и усаживаясь на него самостоятельно.
  • Он знает, что перед едой надо мыть руки, подставляет нос для высмаркивания, сам вытирает руки.
  • Малыш сам умеет кушать с помощью ложки и вилки, аккуратно пьет из чашки.
  • К двум годам ребенок постепенно осваивает умение раздеваться – снимает обувь, головной убор.

Все эти навыки помогут более успешной адаптации к посещению детского сада в будущем.

http://www.kinderok.ru/1-3/razvitie/chto-dolzhen-umet-i-znat-rebenok-v-2-goda.html

Когда ребенку исполняется 2 года, родители большинства детей вздыхают с облегчением и некоторым огорчением – вчерашний очаровательный бутуз постепенно превращается во вполне самостоятельного, но очень упрямого и уже умеющего выражать свое мнение индивидуума. Зато оценить физическое и психическое развитие детей в этом возрасте становится проще, обычно к 2 годам физическое развитие детей «выравнивается», все малыши умеют ходить, бегать, уверенно обращаются с мелкими предметами и играют в мяч.

А вот нервно-психическое развитие 2-х годовалого ребенка целиком и полностью зависит от того, как и сколько времени тратили родители на занятия с ним в первые годы жизни. В этом возрасте знать, что должен уметь ребенок в 2 года, необходимо всем родителям – это поможет сделать развитие малыша более разносторонним и гармоничным и «подтянуть» те умения и навыки, которые пока оставляют желать лучшего, по сравнению с возрастными нормами.

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

  • Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
  • Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать, уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол, попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать. Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

  • ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
  • оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна, который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки. Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей. И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки. Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

  • умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;
  • менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;
  • играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;
  • просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;
  • есть ложкой и пить из чашки;
  • пытаться умываться и чистить зубы;
  • пытаться одеваться и раздеваться;
  • умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;
  • умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;
  • умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;
  • умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;
  • умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

http://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html

В два года малыш развивается так быстро, что не успеваешь следить, когда и чему он научился. Но многие родители все же беспокоятся, достиг ли он всего, что должен уметь ребенок в 2 года, так как для родителей нет ничего более волнующего.

К двум годам ребенок уже многое умеет: например, ему не составит труда собрать игрушку-пирамидку

Моторика и физическое развитие

В этом возрасте карапуз достаточно окреп физически: он бегает, прыгает, его движения координированные. Его физическое развитие служит ускорению психологического развития, поэтому родители должны обеспечивать ему возможность двигаться и играть в подвижные игры. Необходимо проводить с ним много времени на прогулках, так как на улице пространство не ограничено, и это мотивирует малыша к движению.

На этом этапе развития ребенка физическое движение способствует изучению окружающего мира. У него никогда не будет столько дел дома, сколько на прогулке. Надо перешагнуть через препятствие (это может быть просто большой камень, но и этому нужно научиться). Можно пройтись по поваленному дереву, развивая возможности сохранять равновесие. Почему бы не прыгнуть в лужу или не походить по лесенке на игровой площадке? Каждое подобное, на первый взгляд незначительное, действие несет малышу знания об окружающем мире. Когда он свободен двигаться без ограничения, то есть движение уже происходит как бы само собой, его внимание может быть сосредоточено на происходящем.

Ребенок в этом возрасте:

  • бегает
  • подпрыгивает
  • поднимается и спускается по лестнице, держась за перила
  • перешагивает через препятствия
  • нагибается за предметом, лежащим на полу
  • пытается поймать брошенный мяч, пинает и бросает его
  • черкает карандашом различные линии и может нарисовать грубой формы овал
  • управляет губами – вытягивает их в трубочку, например
  • втягивает и надувает щечки

Манипулирование предметами

  • собирает пирамидку
  • строит башню из кубиков (ставит их неровно), складывает их в ряд
  • листает книгу
  • играет с куклой
  • открывает и закрывает двери, повернув ручку замка
  • складывает матрешку или стакан в стакан

Развитие моторики

Для развития моторики необходимо устраивать соревнования с ребенком (в которых придется часто проигрывать), например – кто быстрее встанет или сядет из лежачего положения. Посадив его на плечи, папа может побегать с ним или потанцевать. Такое катание развивает мышцы. Развитию мелкой моторики помогают занятия с некрупными предметами. Можно взять коробочки с пуговицами или мелкими игрушками и предложить ребенку перекладывать содержимое из одной в другую. В таких случаях нужно следить, чтобы малыш не проглотил ничего. Полезно заниматься изготовлением поделок из пластилина, бумаги или природных материалов (шишки и ракушки), рисованием.

Навыки

  • пьёт иест самостоятельно
  • пытается чистить зубы
  • снимает и надевает: носки, ботинки на липучке, варежки, штанишки

В этом возрасте важно предоставить ребенку определенную самостоятельность, не делать за него то, что у малыша пока не получается

Психология

Психика малыша в этом возрасте подобна губке. Новые навыки усваиваются быстро и практически на всю жизнь. Ребенок уже более усидчив, способен удерживать внимание на одном действии до получаса. Подошел момент дать ему в руки карандаш или фломастер и попытаться, водя его руку, нарисовать вместе простую фигуру, дать ему возможность попробовать это сделать самому. Предложите мальчику пазлы или конструкторы с крупными деталями, а девочкам – куклу. В два года ребятишки уже прекрасно понимают, что им нравится, а что – нет! Их трудно оторвать от увлекающего их занятия и вовлечь в новое.

В два года малыши с энтузиазмом участвуют во взрослых занятиях, это подходящий момент ненавязчиво познакомить их с домашними делами – так начинается трудовое воспитание. Конечно, проще самому сделать все, но важно привить детям понимание необходимости уборки и прочих рутинных занятий. В этот период развития участие во взрослых делах вызовет у ребенка восторг. Если же оставить его обучение домашним делам на более поздний период, он может принять это, мягко говоря, равнодушно.

В этом возрасте развиваются творческие способности и самостоятельность. Карапуз многое уже умеет, поэтому не препятствуйте проявлению его самостоятельности. На события около него ребенок часто реагирует бурно, он легко заражается эмоциями окружающих. Поэтому нужно обращать внимание на поведение всех около малыша. Больше всего на поведение маленьких детей влияет поведение мамы.

В два годика у малыша может появиться первый друг, так как он уже способен самостоятельно налаживать контакт со сверстниками

Умственное развитие

К этому возрасту малыш задает много вопросов, его словарный запас достигает 300 слов, речь начинает приближаться к речи взрослого: он составляет короткие предложения. Мышление и общительность ребенка развивается с помощью речи, поэтому с ним нужно чаще разговаривать и рассказывать ему истории и сказки.

В своих играх он уже использует воображение и игрушки применяет по назначению.

Общаясь со сверстниками, знает, как привлечь их внимание. Знакомится, запоминает имена новых приятелей. В два годика у него может появиться первый друг. Для развития речи очень важно общение малыша со взрослыми и другими детьми.

Другие умения в возрасте 2 лет

Дети в возрасте двух лет могут:

  • различать основные 4-8 цветов.
  • сопоставлять одинаковые и группировать их: желтое с желтым, красное с красным и т. д.
  • выбирать нужный цвет
  • различать геометрические фигуры и показывать их
  • называть и показывать, сколько им лет
  • выполнять последовательность из нескольких заданных движений.
  • играть в прятки.
  • подражать взрослому и обращаться к нему за помощью.

Значение игр

Как и все самостоятельные занятия, игры для маленьких детей являются основным средством воспитания и получения знаний.Следует создавать благоприятные условия для них и поощрять детей играть как можно больше и в разные игры. Для этой цели нужно приобретать игрушки и различные пособия.

В игре малыш получает знания о свойствах и назначении предметов, развивает память, внимание, воображение и мышление. Встречаясь с трудностями во время игры, он учится добиваться цели. Игра может стать возможностью воспитания нравственных качеств личности ребенка.

Развиваются дети неравномерно. Часть навыков появляется раньше, другая – позже. Порядок их развития индивидуален у каждого малыша. Это не повод для беспокойства. Просто с ребенком нужно много общаться и помогать ему осваивать окружающий мир.

Если все же возникают сомнения относительно темпов его развития, проконсультируйтесь с детским врачом.

Вопросы и предложения: info@agushkin.ru

Внимание! Копирование материалов сайта возможно только с разрешения администрации и с активной ссылкой на первоисточник.

Информация предоставляется с целью ознакомления. Самолечение может привести к нежелательным последствиям! При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Что должен уметь ребенок к 2 годам?